Интегрированный урок математики, истории и физики.

Тема урока: “Решение практических задач”.

Министерство образования, науки  и молодёжной политики

  Краснодарского края

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Брюховецкий многопрофильный техникум»

 

 

 

   Интегрированный урок математики, истории и физики.

Тема урока: «Решение практических задач»

 

Группа 501 по  профессии «Автомеханик»

 

(Преподаватель математики Козлова О.П.,

 преподаватель физики Галанов М.А.)

 

 

 

 Девиз  урока:

 

 

 

«Всё может родная  земля: напоить из своих родников, накормить своим хлебом, удивить красотою цветущих садов, вот одного она не может  –  защитить себя, и сделать это должен тот , кто пьёт её воду, ест её хлеб и любуется её красотой»

 

   /А.В.Суворов/

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Брюховецкая 2017 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель урока:

Решение ключевых математических и физических задач, используя  исторические факты .

 Образовательные:

- повторение  основных умений и навыков при решении  практических задач;

- развитие познавательных способностей  обучающихся по математике и физике.

Развивающие:

-развивать приемы умственной деятельности, памяти, внимания, логического мышления;

-развивать положительную мотивацию к предметам математики и истории:

-расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, ее истории;

Технология урока: ИКТ. Интегрированный урок (математика, физика, история)

Приветствие. Организация внимания.

- Сегодня мы проводим необычный урок. Он будет объединять математику, физику и историю.

Оборудование : презентация, компьютер, карточки, тетради.

Тип урока: комбинированный

Ход  урока:

 

1 этап : Организационный. Актуализация  знаний

 

Мы хотим обратить ваше внимание на значимость знаний этих предметов в выбранной вами профессии. В каждой  науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. Современный мир полностью держится на математике. Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести автомобиль и другую технику или компьютерную программу.

 

В рамках месячника военно-патриотического воспитания, решая задачи и выражения, вспоминая исторические факты  мы сегодня на уроке увидим значение математики. Математика, физика и астрономия – родные сестры весьма почтительного возраста, но не стареющие, а молодеющие и живущие в дружбе и союзе. Плод этого союза – наши космические корабли и спутники, бороздящие безбрежное пространство, получившее с легкой руки Пифагора название «Космос».

Устный счёт для автомеханика

Вопросы математики:

1.Верно ли выполнено решение?  2+ (102 + 10*22) :  = 60     (72)

2.Можно ли найти значение данного выражения? (37 + 34*5) : (45*3 – 135) (нет)

3.Кто сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?  (М.Ломоносов)

4. Какой закон математики стал для всех нас  повседневной поговоркой?

(От перемены мест слагаемых сумма не меняется)

5. Кто сказал:  « Кто к нам с мечом придёт- от меча и погибнет» (А.Невский)

6. Автомеханику дали задание перевести груз. Сколько контейнеров  размерами 0.5м х 2м х 2м   вместится в его КАМАЗ с размерами кузова 8м х 2м х1.5м? (24:2=12)

7.  Дым от одной сигареты содержит 4мг никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 5 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 1/5 часть никотина?  (4*5):5 = 20мг.

8. 1% от тонны (10кг)

9. 1% от ара?  ( 1 м кв)

Вопросы физики:

1.Длина траектории за определенный промежуток времени. (Путь.)

2.Физическая величина, характеризирующая быстроту изменения скорости. (Ускорение.)

3.Одна из основных характеристик движения. (Скорость.)

4.Изменение положения тела в пространстве относительно некоторой системы отсчета с течением времени.(Движение.)

5.Выдающийся английский физик, именем которого названы основные законы механики. (Ньютон.)

6.Назовите фамилию немецкого инженера, который является изобретателем

В 1885 году он построил первый в мире автомобиль   (Бенц)

  •       7. Как нызывается разложение белого света  в спектр при преломлении? На какие цвета раскладывается белый свет? Где мы в жизни наблюдаем часто это явление?
  • ( Радуга. Благодаря дисперсии света, можно наблюдать цветную «игру света» на гранях бриллианта и других прозрачных гранёных предметах или материалах.)
  • 8. Что такое дифракция?
  • Дифракция – это явление огибания волнами препятствия или отклонение от прямолинейного распространения волн.

 

 

 


Звуковые волны: можно услышать сигнал машины за углом дома. Звуковые волны свободно огибают препятствия.

Световые волны: От точечного источника за непрозрачным предметом на экране также можно увидеть четкую тень. Тень – это место, куда не попадает свет от источника.

II этап.   Практическая часть, Решение  практических  задач .

Математический   блок

  Задача 1.Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м.

В бассейн налили 2 000 000 л воды.  Как вы полагаете, можно ли плыть в этом  бассейне?   (Найти высоту бассейна:  V=sh,  h = ?    h=V:s т.е 2000000: (200м*50м) =

2000000:1000000=2дм. Разумеется плыть в таком бассейне нельзя

Задача 2. Реакция водителя не должна превышать – 1 сек. Какое расстояние пройдет автомобиль за 1 секунду при V = 90 км/ч. (90*1000:3600 = 25м)

Задача3. Определить безопасную дистанцию при V = 90 км/ч.

Чтобы узнать безопасную дистанцию, мы должны узнать расстояние, пройденное автомобилем за секунду, и умножить её на 2. (25*2=50м)

Задача 4. Автомеханик  установил  сначала 25% всех деталей машины при ремонте , потом 70% оставшихся деталей.  После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей  нужно было установить  автомеханику?

(25%+70%)=95%,  100%-95% = 5% приходится на 27 деталей.

Нахождение целого по его процентам. 27:5*100 = 540 деталей

 

….. Если вы удачно выбрали профессию и вложите в неё душу, то счастье само вас отыщет.

                                                    Физический  блок   

.          

 1. Получение какой электроэнергии обходится дороже – атомной или солнечной?

ОТВЕТ.
Несмотря на бесплатность солнечного света, в настоящее время электроэнергия, получаемая непосредственно от солнца, обходится в 5 раз дороже атомной.

2. Во сколько раз Солнце ярче освещает Землю летом, чем зимой?

ОТВЕТ.
Приблизительно в 10 раз (100 тыс. люксов и 10 тыс. люксов).

3. Во сколько раз диаметр атома больше диаметра его ядра?

 

ОТВЕТ.

В 10 000 – 100 000 раз.

 

4. Возможно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке?

 

ОТВЕТ.

Температура кипения воды намного ниже температуры горения бумаги. Поскольку теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага (или картон) не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается.

 

5. Взвесим банку со спящими мухами. Затем встряхнем ее, чтобы мухи летали, и снова взвесим. Изменится ли вес банки?

 

ОТВЕТ.

Вес банки не изменится. Чтобы летать, насекомые должны возбуждать нисходящие воздушные потоки, равные их весу.

 

6. Где на Земле легче всего живется? Это задача-шутка, но на этот вопрос, если подумать, можно дать разумный, вполне обоснованный ответ. (Из книги Я.Перельмана “Весёлые задачи”).

 

ОТВЕТ.

На экваторе – там все предметы становятся легче из-за центробежной силы и приплюснутости Земли у полюсов.

 

7. Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше?

 

ОТВЕТ.

U=J*R. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому гирлянда будет гореть ярче.

 

Вашему вниманию предлагается   интеллект – шоу (Чёрный ящик)

 

В черном ящике находится предмет, связанный с   вашей профессией. Вам будет предложено 3 вопроса – подсказки относительно предмета, находящегося в ящике.

(НА СЛАЙДАХ)

Вопрос 1. В Черном ящике находится предмет, изобретение которого 110 лет назад  произвело  настоящую революцию в мировой автомобильной промышленности. Это устройство является одним из важнейших элементов, определяющих качественную работу двигателя.

Вопрос 2. Неисправность этого устройства может привести к выходу из строя других элементов системы зажигания (например, катушки, крышки трамблера )

Вопрос 3. Как известно, одним из важнейших параметров этого устройства является её тепловая характеристика (калильное число). Калильное число характеризует степень теплопроводности.               (В чёрном ящике – свеча)

 

III  ЭТАП:   Исторический блок  «Знай и помни»

 

1)     Один учащийся  на доске:

  июня    19   года в   часа      утра
фашистская  Германия без объявления войны напала на
нашу Родину.              14   дней  шла Великая
Отечественная Война.      Она   унесла   миллио-
нов человеческих жизней. Закончилась   мая       19  
года закончилась победой  советского народа.

                                                         Видеоролик. «Вспомним всех поимённо…»

1.–Вычислите : Сколько понадобится лет , если объявить минуту молчания за каждого погибшего в ВОВ

1сут = 24 часа = 24*60 мин = 1440 мин
1 год = 365 дней =365*1440 мин = 525 600 мин
27 000 000 : 525 600 ≈ 51 год – потребуется
Потребуется более  51 года 

2.) –Вычислить значение выражения:  2  – 16

 

2а + 4            при а =5

Это число символизирует  6 гигантских битв ВОВ, (карточки – кроссворды)

давайте перечислим: (за Москву, Сталинград, Курск, Ленинград, Днепр, Кавказ).

 

1.Битва под Москвой (30.09.41-20.11.41 г.) развеяла  легенду о «непобедимости» германской армии.

2.Сталинградская битва (17.07.42-02.02.43 г.) была самой ожесточенной. Сдались в плен 23 немецких генерала и фельдмаршал Паулюс. Поражение под Сталинградом повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию.

3. Курская битва (05.07.43-23.08.43 г.) – битва под Прохоровкой -явилась решающей в Великой Отечественной войне. Немцы хотели взять реванш за Сталинград. Они стянули к Курской дуге большие резервы: около миллиона солдат и множество техники. Но советские воины сорвали попытку врага повернуть историю вспять. Это была настоящая  катастрофа для фашистской армии.

4. Битва за Кавказ (25.07-09.10.43 г.) сорвала планы врага по уничтожению советских войск на Кавказе, захват богатейших хлебных районов страныи нефтяных запасов

5. Битва за Днепр (август – декабрь 1943 г.)В ходе сражения  рухнула последняя надежда гитлеровцев на срыв наступления Советской Армии.

6. Битва за Ленинград (17.07.41-09.08.44 г.) – была одна из самых долгих. Бомбежками, обстрелами, голодом враг пытался задушить город.900 дней блокады. Но несмотря на все лишения, город выстоял.

 

Задача о блокадном хлебе.

 (презентация)

 

                                                          

 

 

 

Сначала 1941 года хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):  (что такое процент, как найти процент от числа?)

 

   Пищевая целлюлоза – 20%

Ячменная мука – 4%

Жмых – 4%

Отруби – 4%

Овсяная мука 4%

 

 Соевая мука – 4%

Солодовая мука – 14%

Горох – 15%

Картофель – 15%

Вода – 16%

 

Часто случалось так, что доставить хлеб в нужное место было просто не возможно. И тогда прямо на местах, где шли бои, сами солдаты выпекали хлеб в самодельных печах, которые делали из глины или кирпича.

Если муку не успевали доставлять, то хлеб готовили из того, что находили: мерзлых овощей, грибов, отрубей. Добавляли трухлявые пни, лебеду, сено, солому, древесную кору. Через мясорубку все это перекручивали и получали «сырую блинную муку». Эту муку смешивали с картофельным пюре, добавляли туда соль  и пекли блины.

Задача.

1. Вычислить сколько граммов составлял каждый компонент состава хлеба.

 

 

                                                      Работа с карточками

 

Кроссворд №1   (Найти кодовое слово)

Слова пишутся, начиная со звёздочки                 Россия

1                     *                  
2                     *                  
3                   *                    
4                 *                      
5                 *                      
6 *                                      

 

1.       Кто придумал интеграл?

2.       Под каким селом проходила жесточайшая битва танков?

3.       Делит угол пополам.

4.       На каком здании водрузили знамя Победы Егоров и Кантария?

5.       Народные вооружённые отряды самостоятельно действующие в тылу врага

6.       Трапеция?

 

Кроссворд №2      (Найти кодовое слово)

Слова пишутся, начиная со звёздочки            Память

1             *                  
2               *                
3           *                    
4 *                              
5             *                  
6             *                  

 

 

  1. Четырёхугольник с двумя параллельными сторонами?
  2. Город, где действовала подпольная организация Молодая гвардия?
  3. Кто грозился перевернуть  Землю?
  4. Наука о звёздах?
  5. Открыл формулу вычисления площади криволинейной трапеции
  6. Длина траектории за определённый промежуток времени?
Кроссворд №3      (Найти кодовое слово)

Слова пишутся, начиная со звёздочки                                Победа

1         *                  
2         *                  
3       *                    
4     *                      
5 *                          
6         *                  

1. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

2. Подписывал акт о капитуляции фашистской Германии

3. Какие движения совершает маятник?

4. В 24 года уже стал профессором

5.Производит новую функцию

6. Изобретатель стрелкового оружия

ОТВЕТЫ:

Кроссворд №1      (Найти кодовое слово)                                        Россия
1                     б е р н у л л и    
2                     п р о х о р о в к а
3                   б и с с е к т р и с а
4                 р е й х с т а г        
5                 п а р т и з а н ы      
6 к р и в о л и н е й н а я              
Кроссворд №2   (Найти кодовое слово)                                         Память
1             т р а п е ц и я    
2               к р а с н о д о н
3           а р х и м е д        
4 а с т р о н о м и я            
5             н ь ю т о н        
6             п у т ь            
Кроссворд №3      (Найти кодовое слово)                              Победа
1         к о м п а с        
2         ж у к о в          
3       к о л е б а н и я    
4     л о б а ч е в с к и й  
5 п р о и з в о д н а я      
6         к а л а ш н и к о в

 

Итог урока.

Преподаватель:

Какие  математические ключевые вопросы вы сегодня повторили? (действия с десятичными дробями, действия с логарифмами, преобразование алгебраических выражений, объёмы, действия с процентами.

Физические вопросы: закон ома, дисперсия света, дифракция света – по текущим темам.

Что быстрее всего? – Ум.
Что мудрее всего? – Время.
Что приятнее всего? – Достичь результата.

/Фалес/

Я думаю, мы с вами достигли сегодня результата – повторили ключевые  задачи определённых тем математики, физики и истории.

Каких задач вы  больше решали (на проценты). Следовательно математические задачи на проценты являются частью умений профессиональной деятельности  профессии автомеханика.

Очень надеюсь, что данные задачи будут для вас  полезными. Дерзайте!

Домашнее задание:

подобрать задачи своей профессии объединяющих математику и физику.

 

Полезное по этой теме:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Поиск
Реклама
Раздел сайта
Билет в будущее
Календарь
Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
75 лет победы
yandex
Яндекс.Метрика
Версия для слабовидящих
Посетители

 

Рейтинг@Mail.ru

Конкурс сайтов 2018
Top