В честь юбилея писателя

Руководитель «Литературной гостиной БМТ Н.М. Ченцова провела заседание, посвященное 80-летию российского писателя, классика нашей литературы Виктора Ивановича Лихоносова.

Преподаватель познакомила студентов с жизнью и творчеством Виктора Ивановича Лихоносова.     Поэт Нестеренко В.Д. прочитал отрывок из романа о мужском монастыре под станцией Чепигинской.

Первый заместитель атамана  – начальник штаба Брюховецкого районного казачьего общества Лапчинский Н.А. говорил студентам о казачьих заповедях, которые свято чтили герои романа. «Наш маленький Париж».

Студенты узнали на заседании «Литературной гостиной и о других произведениях писателя-юбиляра  Виктора Ивановича  Лихоносова.

Ниже прилагается план проведения урока литературы

И слово стало жизнью

Урок литературы, посвященный

 80 – летию со дня рождения писателя В.И. Лихоносова

Ченцова Н.М., преподаватель русского языка и литературы высшей категории

 

Цель урока:

Познакомить студентов с жизнью и творчеством Виктора Ивановича Лихоносова.
Раскрыть основную проблематику романа «Наш маленький Париж».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить и обобщить историко-литературные и теоретические знания.
  2. Совершенствовать язык монологической речи.
  3. Дать понятие о своеобразии композиции произведения.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

2.Развивать словарный запас, чтобы выразить собственные чувства и мысли, отстоять свою точку зрения.

Воспитательные:

1.Раскрыть основную проблематику романа « Наш маленький Париж», убедить студентов в том, что лейтмотивом всего произведения является мысль о России.

2. Пробудить у студентов интерес к творчеству В.Лихоносова, чувство любви к родному краю, к России.

Технология урока:

Развивающее обучение – интегрированный урок (литература, история, кубановедение).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, выставка книг.

 

Ход урока.

Слайды: 1. 80 лет со дня рождения

2. Портрет писателя.

I.Этап. Организационный.

Урок начинается с создания эмоциональной атмосферы

  1. Слово учителя: представление гостей, объявляется тема, задачи. Зачитывается эпиграф. (студенты записывают в тетрадях)

_ Мы должны с вами понять, почему В.И. Лихоносова называют летописцем казачьего войска, убедиться в том, что действительно лейтмотивом всего творчества писателя является мысль  о России. Думаю, что после этого урока вы заинтересуетесь творчеством писателя и прочтете его произведения.

II. Слово о писателе В.И. Лихоносове.

(На слайдах основные даты и названия произведений В.Лихоносова).

Сообщение студентов: 1. Краткая биографическая справка

80 лет назад 30 апреля 1936 года, в Сибири, на маленькой станции Топки, Кемеровской области

родился будущий лирик в прозе Виктор Иванович Лихоносов. Детство и школьные годы будущий

мастер слова провел в Новосибирске. В 1943 году отец будущего писателя погиб на фронте.

В школе врачи рекомендовали сменить климат. С 1956 года живет и работает на Кубани. В Краснодаре поступил в педагогический институт и окончил в 1961 году историко-филологический факультет. Преподавал в спецшколах- интернатах в станице Варениковской и Анапе.

2. О творчестве писателя.

Писателя Виктора Лихоносова открыл А.Т. Твардовский. Он напечатал в журнале «Новый мир» в 1963году рассказ «Брянские», который сделал молодого автора известным на всю страну.

Первая книга «Вечера» вышла в Москве в 1966 году в издательстве «Советская Россия».

В рассказах «Мария», «Таня, Таня», «И хорошо и грустно» описано самое простое, будничное, незаметное. Но за словом встает боль за человека, огромная искренность, поэтичность.

В повестях «Чалдонки», «Тоска-кручина», « Родные». «На долгую память» – призыв сыновьего чувства к родной земле, постоянная мысль о России. О русской истории, о человеке.

Последующие повести: «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» – это повести- размышления, повести – монологи, где автор –рассказчик становится порой главным действующим лицом, прямым участником описываемых событий. Многие критики называли их поэмами, имея в виду их высокую эмоциональность, их лирико-философское начало. Проникая в прошлое России, во вчерашний день русской истории, автор пишет и сегодняшнюю жизнь своих современников, ибо без прошлого нет настоящего.

Создавая книги о Кубани, о казаках, Виктор Лихоносов мечтал написать о бывших екатеринодарцах. Так родился роман «Наш маленький Париж».(на слайде название романа «Наш маленький Париж»).

 

III.Анализ романа «Наш маленький Париж».

  1. 1.     История создания романа.

Роман «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания» был написан в 1983 году, посвященный Екатеринодару и судьбе кубанского казачества. Императрица Екатерина даровала привилегии, выделившие кубанцев в силу их пограничного положения в особый отряд служилых людей и до последних дней царской власти, составлявших своей отборной частью конвой ее величества. Вот об этих людях рассказал писатель, изучивший в архивах обычаи и традиции казаков, беседовавший с теми, кто еще оставался жив, собирал по всей Кубани, да и за границей у эмигрантов брал свидетельства, документы, касавшиеся жизни казаков на Кубани. Так родилось это произведение, шесть лет кропотливой работы.

  1. 2.     Сюжет, композиция, жанр романа. (На слайдах запись этих терминов). Сообщение студента 85 маленьких главок, пролог и предисловие. Роман – большой по объему, широкий по времени.

В романе есть все: Царское село и приемы казачьих депутаций императором, и членами императорской семьи, и российские юбилейные торжества, и празднества, связанные с историей казачества, и гражданская война, и исход с отступающими частями Добровольческой армии в Зарубежье, и нелегкая мытарская жизнь вдали от Родины, а больше всего – многослойная и красочная жизнь в столице, Ектеринодаре, нашем «Маленьком Париже». От высочайших особ до простых казачек, до монашек, от чистопородных великих князей, от знаменитостей искусства и политики до греческих и турецких иммигрантов, содержателей обжорок и притонов – круг действующих лиц романа. От начал Запорожья и до наших дней – время его действия. От  Парижа и до Хуторка в степной глуши – место действия.

(Слайд « Память –главный герой»)

«Будем же вспоминать! – приглашает автор.- Всякое время пройдет, и всякому человеку придется оглядываться назад, туда, где уже нет никого». Память –понятие духовное. Сколько в человеке памяти, сколько в нем человека. Народ велик не числом жителей, а животворной памятью, подвигающей к благим и безошибочным деяниям. Вот в чем прежде всего нужно видеть идейный смысл этого романа, о чем наперебой о по-разному говорят его герои. И все это для того, чтобы подчеркнуть, что главный герой романа – Память. Память о Родине. Мысль о ней красной нитью прослеживается через все произведение. Память о казачестве, о «маленьком Париже» – все это объединено одной темой Родины.

  1. Анализ отдельных сцен, эпизодов. (Студенты предварительно знакомятся с романом, за несколько уроков получают задания прочесть его.)

Учитель:

А сейчас давайте поработаем над содержанием романа В.И. Лихоносова «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания».

А) «Нет ли там кого?». Пролог.

(слайд ул. Красная Екатеринодара, современная улица).

  1. Чтение начала романа.

(слайд Памятник Екатерине)

- Каким настроением проникнут отрывок?

- Какие художественные средства создают это настроение?

- Что вы можете рассказать о Дементии Павловиче Бурсаке?

- Каково отношение автора к нему? В чем это выражается?

Б) Назначение Бабыча наказным атаманом.

- С какой целью автор рассказывает о назначении Бабыча наказным атаманом?

- Почему так были обрадованы казаки этим назначением?

- Как это отношение характеризуется казаков?

В) Глава «Наш маленький Париж)

(Слайды с изображением Екатеринодара)

- Прочтите описание Екатеринодара.

- Что же мы узнаем об Екатеринодаре «Маленьком Париже»?

- Каким чувством проникнута эта глава?

- Какие языковые средства использует автор в обрисовке города?

Учитель: (слайды: виды Краснодара).

Роман «Наш маленький Париж» талантливого прозаика В.И. Лихоносова охватывает огромный пласт жизни Кубани – от начала ХХ века до наших дней. Виктор Иванович внес в эту книгу все, что у него было раньше: любовь к своему народу, тихие открытия одиночества и жизнь, которая кому-то казалась лишенной потрясений. Проза жизни, быт, разговоры все, конечно, выдумано от первого до последнего слова, но веришь, что было именно так.

 

IV. Выступление гостей : (слайд: «Вся история сделана казаками».)

Поэт Нестеренко В.Д. прочитал отрывок из романа о мужском монастыре под станцией Чепигинской, который прозывался Лебяжьим: послушники развели на озерах белых и черных  лебедей…

В библиотеке книги – дары монастырей России – были уникальны…

Владимир Дмитриевич рассказал, что был на юбилейной встрече с В.И. Лихоносовым  в Доме писателей в Краснодаре. «Виктор Иванович – живой классик. Блестящий прозаик. Истинный художник слова. Его роман «Наш маленький Париж» – это летопись казачьей жизни. Сейчас В.И. Лихоносов заканчивает очередную книгу «Одинокие вечера в Пересыпи».

Первый заместитель атамана  – начальник штаба Брюховецкого районного казачьего общества Лапчинский Н.А. сказал студентам: « У истории свои летописцы. Историю Кубанского казачества восстановил в своем романе «Наш маленький Париж» краснодарский писатель Виктор Лихоносов. Прочитав его, мы представили,  какими были наши соотечественники, что их тревожило и радовало, чем жили. И я думаю, что это отражено в казачьих заповедях.

1.Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.

2.Люби Кубань, ибо она колыбель твоей свободы.

3. Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека (их десять)».

Учитель: (слайды: изображение книг)

Произведение Лихоносова переведены на многие языки мира.

Слайд: Виктор Лихоносов – член Союза писателей России с 1966 года, лауреат премии Союза писателей СССР, Государственной премии имени Горького, международной литературной премии имени Михаила Шолохова, лауреат премии Л. Толстого «Ясная Поляна», Герой труда Кубани, кавалер орденов Преподобного Сергия Радонежского III степени, Дружбы, «Знак Почета». Почетный гражданин города Краснодара, главный редактор литературно-исторического журнала «Родная Кубань».

V. Обобщение:

Сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством классика современной литературы В.И. Лихоносова.
В качестве закрепления полученных знаний предлагаю ответить на вопросы викторины.
                   

 

   Викторина.

  1. Назовите дату и место рождения В.И. Лихоносова.
  2. Какое учебное заведение и в каком году он окончил?
  3. После публикации какого произведения Виктора Ивановича приняли в Союз писателей?
  4. Как называется его книга об истории казачества?
  5. В каком произведении В.И. Лихоносов упоминает о пребывании М.Ю. Лермонтова в Тамани?
  6. В 1995 году В.И. Лихоносов был удостоен литературной премии. Какой?
  7. В какой повести автор рассказывает о поездке по есенинским местам?
  8. 8.     Кто из русских писателей и поэтов особенно повлиял на творчество В.И. Лихоносова?
    VI. Итоги урока:
  9. Захотелось ли вам найти книги этого автора и прочесть их?

Оценки.

 

Полезное по этой теме:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Поиск
Реклама
Раздел сайта
Билет в будущее
Календарь
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
75 лет победы
yandex
Яндекс.Метрика
Версия для слабовидящих
Посетители

 

Рейтинг@Mail.ru

Конкурс сайтов 2018
Top